Целостное музыкальное произведение всегда ограничивается какими-то рамками, будь-то: жанр, тональность (лад), ритмический каркас.
Если ты наплюёшь на структуру, возможно, получится что-то необычное, но 99% того, что у тебя получится "клякса" из теста Роршаха. Ты, конечно, вправе разглядеть в этой кляксе форму бриллианта или ещё чего. Но для стороннего слушателя это будет именно клякса. Ну это примерно как Эпл запатентовала прямоугольную форму смартфона, потому что другая не проглядывается.
Всё уже давно изобретено, есть в музыкальном треке понятие "яма", когда типичный ритмический каркас уступает место некоторому месту для импровизации.
В музыкальном треке есть понятие "такта". Ну в общем-то я оставляю за гениями право на 1% открытий, но вот окажешься ли именно ты этим гением?
► Показать
Тим Фоллин - Бах нового тысячелетия, или классики и современники.
Для начала вспомним о классиках. Как известно, И.С. Бах являлся непревзойденным мастером полифонии.
Полифония другими словами - многоголосие. 5-голосные фуги Баха считаются сложнейшими произведениями как для исполнения, так и восприятия - нужен развитый гармонический слух. По свидетельству Форкеля, сам Бах говорил, что "идеальная полифония" - это 3 голоса, а больше всё равно не слышно". Однако, я думаю композитор лукавил, имея в виду основную массу слушателей, но уж никак не себя.
Тиму Фоллину, равно как и признанному мастеру полифонии, удавалось блестяще справляться с 5 потоками (5 каналами, 5 голосами). Я имею в виду "5-channel music" для бипера спекки.
Тим писал музыку, легко играя c таким понятием как "музыкальный лад". За доли секунды мажор сменяется минором, и наоборот, а большая часть композиций лежит за пределами "ладов". (Например, Future Games #1 music aka F-19 music). Его произведения - не столько законченные композиции, в строгом смысле слова, насколько поток импровизаций. Часто мы можем слышать модальные "мутации", влекущие за собой также смену звукоряда. (Your Sinclair Star Tip 2 music)
Насколько я могу судить, Тим Фоллин в своём стремлении достичь истинного совершенства (и красоты звучания!) ушёл от 12-ступенного равномерно темперированного строя. Именно поэтому мы имеем полное право считать Тима гением. К сожалению по этой же причине его работы не могут быть подобраны и исполнены на большинстве современных музыкальных инструментов.
Чтобы прояснить феномен уникального и неповторимого звучания мне пришлось немного погрузиться в теорию музыки, и даже в физику музыкальных звуков. Огромным подспорьем для этого послужила работа "Физические основы гармонического слуха, строения музыкальных интервалов, аккордов и ладов" Э. Кунина. Курсивом я привожу выдержки из неё, которые наиболее понятно выражают суть рассматриваемого явления.
Довольно хорошо слышно, что Тим Фоллин использует для построения некоторых аккордов малые интервалы, близкие к секунде. На фортепиано это звучало бы как диссонанс. Однако, как выяснилось:
"Абсолютно бессмысленное занятие делить интервалы на консонантные и диссонантные по каким-либо субъективным критериям. Для человека с нормально развитым гармоническим слухом малая секунда, насыщенная обер- и унтертонами, может звучать устойчивее и слаще, чем пустая и пресная октава. (Только не надо думать, что привычная нам по клавишным инструментам равномерно темперированная малая секунда имеет какое-либо отношение к настоящей)."
===
Надо сказать, что правильно выстроенные аккорды производят ошеломляющее эстетическое наслаждение. Жаль только, что мы с ними практически не сталкиваемся, тому есть тысяча причин – тут и принятый нами фальшивый равномерно темперированный строй, в котором мы, тем не менее, воспитаны, недостаточно острый слух музыкантов, неспособный к сверхтонкому интонированию, плохая акустическая связь между музыкантами на сцене (что особенно заметно в симфонических оркестрах) и т.д. и т.п.
Настоящий "строй" возможен лишь в группе однородных инструментов, позволяющих осуществлять микроскопические изменения высоты, где каждый голос поручен лишь одному музыканту с исключительным гармоническим слухом – группе вокалистов (например, группа "Манхэттен Трансфер"), саксофонов (оркестр Гленна Миллера), смычковых (стринг-банды Гарри Луковского и автора), тромбонов (оркестр Олега Лундстрема) и т.д. (Добавлю сюда и компьютерные звуковые карты)
Неповторимый "саунд" оркестра Дюка Эллингтона тоже обязан своеобразному строю аккордов, в котором супермузыканты оркестра высвечивали очень необычные слабые обертоны.
===
Все, что рассматривалось выше, относилось к идеальному случаю, когда слуховой аппарат индивида развит до такой степени, что в нем образуются все интервалы. Однако на практике это далеко не всегда так. Как музыканты, так и слушатели музыки в своей массе обладают самой разной степенью остроты музыкального слуха – от полного отсутствия оного до близкого к идеалу, что с позиций физики означает наличие у них разной степени нелинейности передаточной характеристики слухового аппарата – от полного отсутствия нелинейности (т.е. линейности) до бесконечной нелинейности (например, характеристики, близкой к логарифмической).
Этим и объясняется, почему поп-музыка, обращенная к массовому слушателю, в норме не имеющему оного, всегда исполняется на предельных громкостях.
Воздействие аккорда также приводит к разным результатам у людей с разным слухом. Совсем слабый слух позволяет с трудом услышать только тона трезвучия, несколько более сильный – аккорд и его удвоение на октаву выше, еще более сильный – VI ступень и очень слабо обертоны надстройки, которые слышны все лучше и лучше по мере усиления слуха. В последнюю очередь становятся заметны слабые обертоны хроматических ладов – и только у музыкантов с высокоразвитым слухом. Можно констатировать, что некий усредненный слух основной массы населения, способной воспринимать музыку, колеблется от восприятия I, III, V ступеней аккорда до VI и, иногда, VIIb ступеней, что и составляет, как мы видим, гармонический и мелодический базис поп-музыки. Поэтому же основой всех примитивных музыкальных культур является пентатоника.
Именно поэтому для воспитания не ограниченного в своем творчестве музыканта в первую очередь необходимо развивать гармонический слух, а не мелодический, основанный на изучении импровизаций признанных мастеров, как это повсеместно принято сейчас. По мере развития гармонического слуха, способность к импровизации приходит сама, причем сразу в имманентном ученику виде, что позволяет ему создавать нетривиальные мелодические построения.